Не секрет, что одними из первых слов в жизни ребенка становятся «я» и «мое». Но приоритет на себе и своих потребностях может помешать в поиске друзей и социальной адаптации в обществе. Как научить ребенка делиться и находить друзей?
Начать с себя
Говорят, что «ребенка не надо воспитывать, он воспитывается личным примером». Подумайте, может быть вы косвенно виноваты в том, что ваш малыш не спешит делиться своими игрушками с другими детьми? Понаблюдайте за собой, как вы поступаете с другими людьми, а потом делайте выводы. Но даже если вам не в чем себя упрекнуть, не спешите обвинять малыша в жадности. В определенном возрасте ребенок воспринимает свои вещи и игрушки как часть самого себя, поэтому вполне естественно протестует, если кто-то хочет их забрать.
Понятия «взять поиграть на время» у него нет. Он думает, что если кто-то что-то забирает, то это навсегда. Пытаться что-то объяснять ему до 2-хлет бесполезно. А вот начиная с 3-хлетнего возраста, когда он уже осознает разницу между «моим» и «чужим» и начинает активно общаться со сверстниками, можно вести разъяснительные беседы.
На прогулке
Желание похвастаться новой игрушкой у ребенка настолько сильно, что он спешит с ней на улицу к другим детям. Но как только те проявляют интерес, закатывает истерику, категорически отказываясь делиться. Важно обговорить с ребенком этот момент и предупредить, что если он что-то с собой берет, то будет вынужден делиться, а если ему жалко новую игрушку, то лучше взять с собой что-то из старого.
Объясните малышу, что это вещь его и таковой она и останется. Никто не заберет ее навсегда, а возьмет поиграть лишь на время. Как вариант, предложите спорящим друг с другом детям обменяться своими игрушками, а после вернуть обратно. Дети легко осознают понятие «мое», а вот понятие «чужое» приходит позже. Свои границы малыш отстаивает, а чужие легко нарушает и берет вещи без спроса. Необходимо объяснить ему, почему так делать нехорошо и почему нужно спрашивать разрешение, прежде чем что-то взять.
На заметку! Здесь очень важен родительский пример. Подойдите к хозяину вещи вместе с ребенком и покажите, как просить разрешение правильно. Ребенок должен понять, что словом добиться желаемого проще, чем силой.
Укрепляйте навык
Полученные опыт и навыки нужно укреплять, почаще создавая ситуации, где ребенку нужно делиться. Когда у него есть братья и сестры, проблем с этим не возникает, но что делать, если он в семье один? Малыш должен понимать, что со взрослыми тоже нужно делиться. И пусть вы готовы отказаться от последней оставшейся в вазе конфеты, для развития эмпатии и здоровой социализации полезно будет взять ее и разделить с малышом.
Купите парочку настольных игр, где в процессе достижения цели необходимо помогать другим участникам, делиться с ними какими-то предметами, помогать в бою против монстров. Во-первых, это отлично сплачивает как семью, так и команду играющих друзей, а еще развивает навыки коммуникации.
Создавайте возможности для общения
Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка появились друзья, создавайте для этого возможности. Почаще бывайте с ним в местах большого скопления людей – водите на детские площадки, музеи, парки, выбирайтесь в гости к друзьям, у которых тоже есть маленькие дети. Приготовьтесь к возможным конфликтам и не считайте это чем-то из ряда вон выходящим. Конфликты тоже нужны, ведь это один из способов обучения коммуникациям.
Если ребенок не научится разрешать конфликты, отстаивать свои границы и выяснять отношения, то ему вольно-невольно придется научиться делать это во взрослом возрасте.В школе, институте, в рабочем коллективе ему придется гораздо труднее, и есть риск, что он проиграет тем, кто получил этот опыт в детстве. Не запрещайте ребенку приводить друзей домой, просто будьте рядом и наблюдайте. В своей среде он будет чувствовать себя гораздо комфортнее, чем на чужой территории. Ну а если возникнет спорная ситуация, не спешите подавлять его эмоции, иначе ребенок поймет, что его чувства никому не интересны и может вырасти безвольным и чрезмерно уступчивым.
Не обязательно проводить «разбор полетов» на людях. Проведите беседу, когда дети уйдут или вы вернетесь домой с прогулки. Выясните, что его так обидело, расстроило, почему он взорвался и попытайтесь разобраться в мотивах поступков той и другой стороны. Ребенок должен понимать свои чувства и чувства других, уметь ставить себя на место другого человека. Не забывайте хвалить его за все положительные моменты и учите справляться с трудностями, не стесняться, а действовать, и тогда результат не заставит себя долго ждать. Помните, что друзья детства остаются с человеком навсегда. А вот если он не заведет их в детском возрасте, то есть риск, что они не появятся в его жизни никогда.